Экохудожник эпохи Возрождения Арчимбольдо и его современные эпигоны

Досуг

Требуется немало наглости, чтобы превратить одного из самых могущественных людей своего времени в груду фруктов и овощей. К счастью для любителей искусства, у Джузеппе Арчимбольдо (Giuseppe Arcimboldo) хватило нервов. Ведь не понравься, например Рудольфу II его «экопортрет», и Джузеппу бы самого очень шустро превратили бы в овощ..

Фруктово-овощно-цветочные картины Джузеппе Арчибольдо. Справа — неортодоксальный портрет императора Священной Римской империи Рудольфа II (1590).

Итальянский художник рисовал для императора и его могущественной семьи Габсбургов более 25 лет, так что, по-видимому, они привыкли к его визуальным шуткам. У императора было, похоже, превосходное чувство юмора, иначе шутник не дожил бы до столь преклонных лет — 67, на минуточку.

Хотя он также рисовал и ангелов со святыми, которые были стандартными объектами искусства в его дни, Арчимбольдо наиболее известен своими «scherzi» или «capricci» — «означающими шутки или игры», — как объясняет Дэвид Браун (David Brown), куратор из National Gallery of Art.

«Мне кажется, что именно так они должны были быть увидены», — говорит Браун. «Они были источником удивления или развлечения, потому что здесь явно присутствует элемент неожиданности. Вблизи они выглядят как невероятное разнообразие чудес природы».

Вынырнуть из реки забвения

Этот талант превзойти ожидания зрителей помогает объяснить, почему Арчимбольдо, чьи работы, по словам Брауна, надолго попали в «виртуальное забвение» после его смерти, нашёл новых поклонников среди модернистов 20-го века (Пикассо и Сальвадор Дали были среди его почитателей).

Зима — старик с хмурым лицом, и его «галстук» сделан из апельсинов и лимонов.

Из наших современников, кто воздал должное этому неординарному человеку эпохи Возрождения, выделяется американец Филипп Хаас (Philip Haas), номинированный на Оскар режиссёр и современный художник. В Нью-йоркском ботаническом саду проходит выставка, на которой представлены гигантские скульптуры из стекловолокна высотой 4,5 метра, основанные на «Четырех сезонах» Арчимбольдо — зима, весна, лето и осень, персонифицированные как люди, изготовленные из продуктов питания, деревьев и прочих, съедобных и не очень, элементов.

Справа — Лето, слева — Осень. Смотри, не перепутай..

Как и в оригиналах, скульптуры Хааса содержат подсказки к артефактам 16-го века, когда творил сам Арчимбольдо. Зима — старик с хмурым лицом, и его «галстук» сделан из апельсинов и лимонов — привезенных с более тёплого юга, они были одними из немногих фруктов, доступных в эпоху Возрождения зимой в Италии.

Летняя скульптура — естественно, в форме молодого человека — включает в себя баклажаны и кукурузные початки: две культуры, привезённые в Европу из Азии и Нового Света.

Осенью созревают тыквы. Инжир свисает с ушей одноимённой скульптуры. Виноград, который сваливается с его головы, словно волосы, и наполняет его деревянную бочковую грудь, как бы намекает на осенний сезон виноделия в Италии.

Вдохновлённый Арчимбольдо, Хаас говорит, что его привлекла идея игры с контекстом и ожиданиями зрителя. «Старина Джузеппе смотрел на мир природы, а затем превращал её в картины, которые потом переместились в музей», — рассказывает Хаас. «Я вынимаю их из музея и возвращаю обратно в лоно природы».

Оригинал на npr.org

Вернуться в рубрику «Экодизайн (агродизайн)»

 

Оцените статью
ФЕрмер САдовод ДАчник
Добавить комментарий