Экохудожник эпохи Возрождения Арчимбольдо и его современные эпигоны

Экодизайн

Требуется немало наглости, чтобы превратить одного из самых могущественных людей своего времени в груду фруктов и овощей. К счастью для любителей искусства, у Джузеппе Арчимбольдо (Giuseppe Arcimboldo) хватило нервов. Ведь не понравься, например Рудольфу II его «экопортрет», и Джузеппу бы самого очень шустро превратили бы в овощ..

Фруктово-овощно-цветочные картины Джузеппе Арчибольдо. Справа — неортодоксальный портрет императора Священной Римской империи Рудольфа II (1590).

Итальянский художник рисовал для императора и его могущественной семьи Габсбургов более 25 лет, так что, по-видимому, они привыкли к его визуальным шуткам. У императора было, похоже, превосходное чувство юмора, иначе шутник не дожил бы до столь преклонных лет — 67, на минуточку.

Хотя он также рисовал и ангелов со святыми, которые были стандартными объектами искусства в его дни, Арчимбольдо наиболее известен своими «scherzi» или «capricci» — «означающими шутки или игры», — как объясняет Дэвид Браун (David Brown), куратор из National Gallery of Art.

«Мне кажется, что именно так они должны были быть увидены», — говорит Браун. «Они были источником удивления или развлечения, потому что здесь явно присутствует элемент неожиданности. Вблизи они выглядят как невероятное разнообразие чудес природы».

Фруктово-овощно-цветочные картины Джузеппе Арчибольдо: феминистки плюсуют

Вынырнуть из реки забвения

Этот талант превзойти ожидания зрителей помогает объяснить, почему Арчимбольдо, чьи работы, по словам Брауна, надолго попали в «виртуальное забвение» после его смерти, нашёл новых поклонников среди модернистов 20-го века (Пикассо и Сальвадор Дали были среди его почитателей).

Гигантские скульптуры из стекловолокна высотой 4,5 метра, основанные на Четырех сезонах Арчимбольдо: зима

Зима — старик с хмурым лицом, и его «галстук» сделан из апельсинов и лимонов.

Из наших современников, кто воздал должное этому неординарному человеку эпохи Возрождения, выделяется американец Филипп Хаас (Philip Haas), номинированный на Оскар режиссёр и современный художник. В Нью-йоркском ботаническом саду проходит выставка, на которой представлены гигантские скульптуры из стекловолокна высотой 4,5 метра, основанные на «Четырех сезонах» Арчимбольдо — зима, весна, лето и осень, персонифицированные как люди, изготовленные из продуктов питания, деревьев и прочих, съедобных и не очень, элементов.

Гигантские скульптуры из стекловолокна высотой 4,5 метра, основанные на Четырех сезонах Арчимбольдо - выставка в Нью-йоркском ботаническом саду. Справа - Лето, слева - Осень.

Справа — Лето, слева — Осень. Смотри, не перепутай..

Как и в оригиналах, скульптуры Хааса содержат подсказки к артефактам 16-го века, когда творил сам Арчимбольдо. Зима — старик с хмурым лицом, и его «галстук» сделан из апельсинов и лимонов — привезенных с более тёплого юга, они были одними из немногих фруктов, доступных в эпоху Возрождения зимой в Италии.

Летняя скульптура — естественно, в форме молодого человека — включает в себя баклажаны и кукурузные початки: две культуры, привезённые в Европу из Азии и Нового Света.

Осенью созревают тыквы. Инжир свисает с ушей одноимённой скульптуры. Виноград, который сваливается с его головы, словно волосы, и наполняет его деревянную бочковую грудь, как бы намекает на осенний сезон виноделия в Италии.

Вдохновлённый Арчимбольдо, Хаас говорит, что его привлекла идея игры с контекстом и ожиданиями зрителя. «Старина Джузеппе смотрел на мир природы, а затем превращал её в картины, которые потом переместились в музей», — рассказывает Хаас. «Я вынимаю их из музея и возвращаю обратно в лоно природы».

Оригинал на npr.org

Вернуться в рубрику «Экодизайн (агродизайн)»

 

Оцените статью
ФЕрмер САдовод ДАчник
Добавить комментарий