-
Содержание
Совместимо или нет — вот в чём вопрос
Когда цветут рододендроны, розы выглядят более чем скромно, но спустя некоторое время они берут своё. Однако нельзя так грубо игнорировать требования к условиям произрастания этих культур. Тем более что условия эти (свет, влажность, состав почвы, кислотность и пр.) не только не похожи — они отличаются кардинально. Расти вместе, вообще где бы то ни было, этим растениям не судьба. Необходимо одно из них оставлять, другое — «перебазировать».
Решение оставить здесь только розы, а рододендроны пересадить пришло быстро. Даже поверхностный анализ этого места (яркое солнце, нагревающаяся рядом замощенная площадка) позволил понять, кому здесь будет лучше. Рододендроны успешно переехали в более подходящие для них условия, остались только розы.
Но на этом останавливаться тоже было нельзя. Надо сказать, что чистые посадки роз — зрелище довольно удручающее, особенно весной. Зимой и ранней весной они совершенно не привлекательны, да и в остальное время напоминают скорее питомничек или небольшую плантацию на срезку. Создать только из роз полноценную композицию сложно. Почти всегда приходится прибегать к помощи всевозможных малых архитектурных форм и растений-компаньонов.
Список таких компаньонов не бесконечен, но вопреки распространенному мнению достаточно велик. Среди цветоводов не затихают споры о возможности подсадки к розам того или иного растения, целесообразности сочетаний: розы и хвойные, розы и злаки, розы и летники. Сколько людей, столько и мнений. Сторонники монопосадок тоже не слишком солидарны между собой. Кто-то «давит» на особенности укрытия роз на зиму, от которого могут страдать растения-соседи, кто-то — на экологическую несовместимость.
Однако логичнее в этих спорах рассматривать конкретные ситуации, а не рассуждать вообще. Так, если говорить о соседстве роз и хвойных, то бессмысленно сажать розы под пологом соснового или елового леса или, напротив, хвойные деревья подсаживать в розарий в качестве акцентов. В то же время узкие голубохвойные вертикали способны чудесным образом преобразить розарий в лилово-розовой или красно-белой гамме. Очень неплохо смотрятся стелющиеся хвойные на переднем плане или хвойные «плюшки» и «подушки», располагающиеся внутри розовых массивов и эффектно выглядывающие из них. Особое звучание они приобретают тогда, когда розы «не в форме». В конце концов, почти все знаменитые европейские розарии окружены тиссовыми изгородями — вот вам и ответ на вопрос о совместимости или несовместимости хвойных и роз.
Со злаками похожая ситуация. Залужать пространство непосредственно под розами или пускать в розарий какой-то агрессивный вид (среди злаков их хватает) без ограничения — так может поступить только неопытный и незнающий человек. А вот сделать акцент на голубых элимусах, посаженных в бочки, — значит сразу придать вашему розарию южный колорит, который можно усилить сочетанием с белым камнем и кованой скамейкой. В конце концов, классический вариант роз на фоне газонов — это тоже композиция роз со злаками…
-
Итак, поехали!
Но вернемся к конкретному цветнику, с которого начался наш разговор. Когда все, кроме роз, было убрано, зрелище открылось довольно скучное. Неразросшиеся голые розовые кусты и сзади как фон молодые экземпляры пузыреплодников калинолистных Диаболо и Дартс Голд. Надо сказать, сочетание довольно спорное. В принципе, розовое, сиреневое или белое на фоне пурпурнолистного пузыреплодника или барбариса смотрится в большинстве случаев довольно хорошо. На фоне золотистого неплохо выглядят растения с кобальтовыми или фиолетово-синими соцветиями, но вот в том, что пурпурный и золотистый цвета оказались рядом, есть некоторая, на мой взгляд, навязчивость, неестественность, что ли. Сорта роз, уже имеющихся в цветнике, были преимущественно розовой, малиновой и близкой к ним окраски, а значит, довольно хорошо «ложились» на фон пузыреплодника Диаболо.
Чтобы сгладить резкий контраст между Диаболо и Дартс Голд, в цветник были введены серебристые растения (кроме того, они прекрасно дополняют розы имеющихся окрасок). Вообще, надо сказать, серебристые (именно светло-серебристые) и белые растения — это настоящая палочка-выручалочка, они могут сгладить самые жесткие цветовые сочетания. Жаль, что этот цветовой ход пока мало используют в садах.
В качестве «серебра» в цветник были взяты полыни, гвоздика, карликовые сорта ели колючей, лох серебристый, бело-вариегатные злаки, светлые седумы и вероники. Понятно, что все они серебристы не в равной степени: одни почти зеленые, другие практически белые на солнце. Но в этом и прелесть. Мало того, все эти растения гармонируют с розами и пузыреплодниками не только по цвету, но и по форме. Пузыреплодники — фон, гвоздика и седум, напротив, передний план, служащий для сочленения цветника и замощенной площадки. Остальные заполняют пространство между кустами роз, внося разнообразие иной фактурой листвы, формой крон и оттенками (от плотного голубого шарика карликовой ели колючей до изящных воздушных вертикалей вероник).
Чего не хватает в этом списке — так это вертикалей, выбивающихся из общей массы, и цветочных пятен выше «розового уровня». Вертикали вероник на уровне роз очень хорошо разбавляют пространство, но тут явно напрашивалось то, что разрезало бы верхнюю кромку всех этих «плюшек», оказавшись существенно выше них. Важно было этим придать цветнику некоторое напряжение.
Очень хорошо (и главное, быстро) справился с этой задачей мискантус китайский, посаженный в контейнер. Он за короткое время «заявил о себе» изумрудной листвой на фоне пурпура пузыреплодника. А с помощью мальвы и вероникаструма не только создались недостающие высокие вертикали, но и поднялись цветовые пятна (именно за счет соцветий) выше (до этого они все были на одном, довольно низком, уровне).
Неплохое цветовое пятно за короткое время создала и монарда. На первый взгляд, растение совсем не для розария, но здесь оказалось весьма кстати. Выполняя функцию поддержки структуры композиции, монарда как супербыстрорастущая культура (наряду с мискантусами, седумами и пр.) сыграла еще и роль буфера, который создал необходимый декоративный эффект на тот переходный период, пока более «тугодумные» виды (ель, лох, сами розовые кусты) будут нарастать. И не стоит беспокоиться о том, что же делать с быстрорастущими, когда эти медленнорастущие вырастут, «встанут во весь рост». К этому времени их придется, как вы сами понимаете, рассаживать.
Все растения были посажены сразу на постоянное место без загущения. Между «тугодумами», выполняющими функцию скелета, следует разместить быстрорастущие виды и сорта. И тогда уже через год пространство будет казаться вполне заполненным. Пока растения не сомкнулись, пространство между ними хорошо бы замульчировать сосновой корой. Через два-три года она полностью разложится, но к этому времени будет здесь уже и не нужна.
И последний минус той исходной композиции — угнетающе долгая прямая линия границы между цветником и площадкой. Отчасти эта линия была «подразрушена» с помощью выползающих теперь на мощение растений переднего плана (седумы, гвоздика). Помогло и засевание травой швов мощения, это видно на фотографии выше. Площадка теперь не воспринимается столь монотонной и скучной.
Вернуться в раздел «Цветы» ↩